Свято-Миколаївський собор, м.Бердичів
 
     
 
 

Часть 1

В 1721 г. князь Николай Николаевич Радзивил, «воевода Новогородский, что в царстве Литовском» женился на Варваре Завиш, дочери прежних правителей Бердичева, и положил начало правлению новой династии Радзивилов. Он немало потрудился для экономического развития своих владений и для обработки новых земель учреждал хуторские поселения. Но в 1746 г. он «безвременно» скончался, не окончив многих своих начинаний.
Его супруга княгиня Варвара, в помин души любимого мужа в своих владениях захотела построить новую церковь в честь его небесного покровителя - святителя Христова и Чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Она начала хлопотать в Киевскую митрополичью канцелярию о получении соответствующего разрешения на постройку нового храма.
8 мая 1748 г. таковое разрешение было ею получено, получен был и план церкви, с алтарем на восток, как об этом сама просила княгиня, утвержденный «Михаилом Прокоповичем унитским официалом», и вскоре, началось строительство Николаевской церкви.
6 декабря 1751 г., в день зимней памяти святителя Николая, «Бердичевским дзеканом Раковским» новый храм был освящен. Он стал в местечке Бердичеве третьим храмом. /Первый — Свято-Михайловский (ок. 1546 г.), второй — Свято-Успенский (1611 г.)/.
Николаевская церковь была деревянная, построена из дуба, в три отделения с «опаясанием» (фундаментом - авт.) из того же дерева. При алтаре устроена панамарка. Снаружи «ощелёвана» сосновыми досками, крыша покрыта «гонтою» и увенчана тремя железными крестами, «позолоченных золотом малярным». В ней было девять окон и трое дверей, иконостас деревянный, масляными красками украшенный, а в алтаре устроен каменный престол, на котором лежал холстяной антиминс в «литоне тафты белой», освященный для нее митрополитом Киевским Самуилом (Мирисевичем).
Питая к новой церкви особое покровительство, Варвара передала в дар для нее две иконы: Божьей Матери Ченстоховской и святителя Николая, два колокола, 12 и 6 пудовые, а позже, еще один -1,5 пудовый.
В «дедичевой фундушовой эрекции», данной княгиней Варварой 28 марта 1750 г., Николаевская церковь получила значительные земельные наделы. Кроме земли под церковью, церковным погостом и «кминтарем» (кладбищем-авт.) было «отведено особо место» под дома для священнослужителей. «Пахатной земли в 3 руки на 30 дней (по 10 дней на каждую руку). Сенокоса на косарей 30.
Под приселком Малые Низгурчики - хутор с лесом, мельницей, прудом рыбным, садом, гумном и двумя огородами».

Принадлежность выделенных земельных угодий к Николаевской церкви и пользование ими священниками была неоднократно подтверждена «унитской генеральной деканальной визитой» от 3 марта 1759 г., 24 декабря 1783 г., 11 ноября 1789 г.
В 1770 г. княгиня Варвара умерла, завещав «навечно» молиться о «дедичах оныя церкве Николае и Варваре». Ее сын Матвей, став новым правителем Бердичева, ходатайствует перед духовными властями, чтобы «в помин души своей матери» при Николаевском храме «устроить малый престол» в честь великомученицы Варвары. Вскоре он получает таковое разрешение и накануне 4 декабря 1774 г., дня памяти великомученицы Варвары, «малый престол» был освящен.
Весной 1775 г. к тем землям, которые были переданы для Николаевской церкви Варварою, он «сверх того еще добавил от себя пахотных земель во 2-й смене до 30 дний».
Все эти земли за Николаевской церковью «урядово» утверждены в правлении киевских митрополитов 17 марта 1775 г., а 16 марта 1791 г. закреплены за тогдашним ее священником Онисимом Костюкевичем.

Так Николаевская церковь на многие годы стала для правителей Бердичева - Радзивилов их родовым храмом, о котором они имели особое «владельческое попечение».
Часть 2

После II раздела Польши в 1793 г. и «перехода края от унии к благочестию» некоторые униатские священники перешли в православие. В числе таковых, был и священник Андрей Сяйко-Дятелович.
Рукоположен он был 26 октября 1769 г. униатским митрополитом Фолицианом-Филиппом (Володковичем), но в 1794 г. принял православное посвящение и проходил практику при Острожском кафедральном соборе. В этом же году был направлен «крестовым протоиереем» на Николаевский приход м. Бердичева, где раннее служил его тесть, униатский священник Онисим Костюкевич. Так он стал первым православным настоятелем Николаевской церкви (1794-1804).
В 1801 г. при ней было 61 двор и 429 душ прихожан.
С приходом в Бердичев для торговли иногородних купцов его храмы начинают обновляться и украшаться.
В Николаевской церкви стараниями московских купцов был заново устроен великолепный пятиярусный иконостас резной работы, «масляными красками и иконописным золотом довольно прилично украшенный». Справа местная икона Спасителя украшена «серебряной, совсем вызолоченной ризою с диадимою и венцем из серебра, пробы 5-ой и весу 6 фунтов». По левую сторону икона Божией Матери Ченстоховская, «с держащим на руках младенцем, в серебряннои ризе, пестро вызолоченной, с диадимами и венцами серебрянными, совсем позолочены, из серебра пробы 12-й и весу 5 фунтов. При сей же иконе три привеси серебряных, серебро 10-й пробы, весу 8 лотов».
Над главным ярусом иконостаса шли «иконы двунадесяти годовых праздников Господских; над сими в шести иконах изображены праздники шести недель по-Пасце; выше лик двунадесяти Апостолов, а над сими двунадесяти пророков».
Царские врата «прорезной работы», позолочены. «Над вратами Нерукотворный Образ; над сим
Тайная Вечеря; выше икона Спасителя на Престоле Славы седящаго с венцем серебряным; над сею же
Воплощение Спасово, а на верху Крест с Распятием, резной же работы». Все иконы в иконостасе были украшены серебреными венцами. «В 10 венцах на иконах в иконостасе серебро б-й пробы, весом 5 фунтов и 24 лота».
Справа от иконостаса стояла икона в киоте «с изображением московского собора, обложена по берегам чистым серебром».
По левую сторону стоял киот, «в коем главная икона храма святителя и чудотворца Николая в одежде серебряной, вызолоченной, пробы 84-й и весу 2 фунта, с таковым же венцем».
В церкви находилась еще икона святого великомученика Феодора Стратилата, украшенная «венцем серебряным, совсем вызолоченным».
В алтаре на горнем месте стояла икона «Спаса во Славе Воскресшаго» в ризе из серебра, позолоченная, пробы 12-ой, веса 5 фунтов».
Калужские и тульские купцы в ризницу Николаевской церкви внесли серебреные сосуды, пробы 12-ой, общим весом в 7 фунтов. «Крест напрестольный серебряный на подножии, с корпусом Спасителя вызолоченным, а также все углы и концы подножия позолоченныя, пробы 12-ой, веса 6 фунтов с шестью финифтами, осыпанный стразами и украшенный десятью крупными аметистами». Евангелие в полном серебряном окладе, весом более 20 фунтов. Художественно украшенную дарохранительницу, с двумя предстоящими Ангелами и держащими в руках рипиды и многие другие церковные сосуды.
В этот переходный период междувластия церкви Бердичева терпят притеснение со стороны «владельческой» из-за своих обширных земельных наделов.
Владелец Бердичева Матвей Радзивил в 1802 г. отнял от Николаевской церкви все пахотные земли, вместе с хутором, ставком, мельницей и сенокосом. Вместо отобранных земель он выделил земли возле деревни Семеновка, в «отдаленном и не выгодном месте», да и «во много меньшем количестве». Через два года он незаконно завладел половиной усадебной земли, передав ее под застройку еврею Гершку Сахновичу. Так церковь лишалась почти всех своих прежних земель.
14 февраля 1804 г. протоиерей Андрей Дятелович умер. По указу епископа Волынского и Житомирского Варлаама (Шишацкого) наблюдение за Николаевской церковью было возложено на настоятеля Троицкой церкви и благочинного Бердичевских церквей протоиерея Иосифа Элита-Зелинского. Тогда он был единственным священником в Бердичеве и стал настоятелем сразу для всех трех Бердичевских церквей. Он был вторым настоятелем Николаевской церкви (1804-1806).

Протоиерей Иосиф Зелинский старался «отстоять церковное достояние» и «оспаривал незаконное притязание на церковные земли» владельца. Через неоднократное обращение его в различной инстанции суды он добился возбуждения дела против помещика Радзивила. «Урядовым порядком» через Житомирский поветовый Земский суд Николаевской церкви были возвращены занятые земли и «оспорено решение князя взымать чиншевую плату». Церковь заключила договора об аренде погреба с Пейсхом Михелевичем и церковного дома с Гершком Сахновичем на сумму 47 червонцев в год. Такой поворот дел принес значительный доход для церкви. Дело об отнятых пахотных землях с хутором и ставом рассматривалось в различных судах еще на протяжении 8 лет и только 13 июля 1816 г. «оныя земли и угодия паки возвращены в первобытное владение церкви», но с «обидою для нея».
Приезжая в Бердичев по торговым делам, иногородние купцы сетовали о том, что нет здесь «достойных церквей», какие они имели у себя на Родине. С предложением построить в Бердичеве новую каменную церковь они обратились к местному благочинному о. Иосифу, заверяя его в своей помощи. Эти желания купцов благочинный донес епископу Варлааму. Рассмотрев все предложения, Волынская духовная Консистория 28 февраля 1805 г. указом «препоручила о. Иосифу Зелинскому» начать строительство каменной церкви на месте ветхой Успенской. Сразу же против этого строительства «воспротивился князь и окрест живущие евреи», которые начали уже активно застраивать ее земли. Начались судебные разбирательства.
12 мая 1806 г. Матвей Радзивил обращается к новоназначенному епископу Волынскому и Житомирскому Даниилу (Натток-Михайловскому) с письмом, в котором просит: «так как в собственном моем владении церковь Николаевская и Успенская по умертви бывшаго при оной настоятеля Дятиловича находится более уже 2-х лет без пастыря под наблюдением токмо одного отца благочиннаго, наместника Вашего Преосвященства Иосифа Зелинскаго, за нужное почел, яко владелец онаго местечка, просить особо для них наблюдателя».
21 мая 1806 г. для наблюдением за Николаевской и Успенской церквями и местным благочинным направляется «выпускник Волынской духовной семинарии, смотритель и учитель высших риторических классов, присутствующий священник Консистории иерей Марк Варжанскии». В рекомендательном письме к Радзивилу епископ написал, что он «муж ученый и добродетельный...на него, Ваше Сиятельство, воззрите со свойственным Вам человеколюбием, милостию и благоволением. В письме Вашем ко мне другаго намерения и желания надеюсь Вы не имели, как токмо, дабы иметь достойнаго при оных церквах пастыря, таковаго точно, каковаго точно препровождаю при сем иерея Марка Варжанского». Он стал третьим настоятелем Николаевской церкви (1806-1809), которая в 1806 г. насчитывала 75 дворов и 569 душ прихожан.
Священник Марк Варжанскии продолжил дело «защиты церковного достояния». При нем была начата подготовка к постройке при церкви отдельной колокольни. Но вскоре он был переведен на другой приход в с. Дидковичи Житомирского повета.
2 августа 1809 г. благочинным и «надсматривающим» Николаевской и Успенской церквей направляется самый выдающийся выпускник Волынской духовной семинарии священник Григорий Рафальский, впоследствии ставши, архимандритом Антонием, наместником Почаевской лавры, архиепископом Варшавским, митрополитом Новгородским, Санкт-Петербургским и Финляндским и членом Святейшего Синода. В указе на его назначение говорилось: «как в Бердичеве всегда бывает великое и в знаменитости отличное по коммерции знатных разнаго звания людей собрание, по торговли собранных, а многия из таковых имеют и всегдашнее в нем жительство. Каковое обстоятельство, а равно и постановление по производящемуся делу от князя Радзивила отобранных им от Бердичевских церквей вышеписанных церковных фундушовых земель и других угодий требует необходимаго оных церквей наблюдателя всегдашняго личнаго тамо его пребывания»... Он стал четвертым настоятелем Николаевской церкви (1809-1810), которая в 1809 г. насчитывала 67 дворов и 447 душ прихожан.
Прибыв в Бердичев, священник Григорий Рафальский продолжил «дело защиты церковного достояния» и принялся за постройку новой колокольни. Но совсем мало выпало потрудиться на Бердичевской земле, в будущем, этому знаменитому церковному деятелю. Уже к началу учебного года епископ Даниил потребовал священника Григория в Острог, «для преподавания в семинарии и ее обустройстве», а также для помощи ему в управлении епархией, «без удаления от надсматривающей должности Бердичевских Николаевской и Успенской церквей. А на время отсутствия священника Григория Рафальского в м. Бердичев определить наблюдателем указанных церквей находящегося ныне таковаго в м. Бердичеве безместнаго священника Августина Мачульского», который фактически и стал настоятелем Николаевской церкви в эти годы.

16 декабря 1809 г. был «заключен контракт со шляхтичем мурмайстером Иваном Андреевым», который «собственным своим материалом обещался построить колокольню по поданному ему плану, содержащую в себе, включая стены, 12 аршин длины и ширины и 30 аршин высоты за 530 червонцев».
30 июня 1810 г. в м. Бердичеве возник большой пожар, который принес урон Успенской и Николаевской церквям. На земле Николаевской церкви сгорел до основания дом, который сдавался в наем, и чуть было от него не пострадала и сама церковь.
9     июля 1810 г. для наблюдения к Николаевской и Успенской церквам был назначен выпускник
семинарии священник с. Чернятин Заславского повета Петр Дунин-Борковский. Он стал пятым и самым многолетним ее настоятелем (1810-1848). В 1810 г. при ней было 56 дворов и 438 душ прихожан.
Отец Петр Борковский продолжил дело своих предшественников по «защите церковного достояния». Он оберегает церковные земли от застройки, но это ему становилось все труднее исполнять, имея «в надсматривании» сразу две церкви.
18 декабря 1811 г. он подает рапорт новоназначенному епископу Волынскому и Житомирскому Стефану (Романовскому) в котором пишет: «прошу покорнейше, как я сам вельми безпомощен обуздать управлением по упорном застраивании церкви Успенской принадлежащаго грунта жидовкою Кенею Эткою Деревичевою и Аароном Бейлишем, то я прошу дать мне законную на то помощь».
10      сентября 1813 г. «на праздный и безпретязательный Успенской церкви приход» назначается
протоиерей Григорий Колюмна-Вигура. «Дозволяется ему, через местнаго благочиннаго принять
Бердичевскую Успенскую церковь со всею ея наличностию, пашенными и сенокосными грунтами и
прочими угодиями, документы на оныя, церковные дела и реестры о суммах».
Священник Петр Борковский остается «надсматривать» одну Николаевскую церковь. Он доводит до конца судебное дело, начатое против правителя Бердичева, протоиереем Иосифом Зелинким, в бытность его настоятелем Николаевской церкви, «о незаконном завладение им землею Николаевской и Успенской церквей».

В 1811 г. Радзивил передает для Николаевской церкви землю под кирпичный завод. В «фундушевой Генеральной визите», выданой им говорилось: «Я, Матвей Радзивил, князь Св. Государства Римскаго, князь на Орлыке, Межвижу и Клецку, граф на Шидловце, Мирже и Крозах, а на Бердичеве, Быстрике, Семеновке, Гришковичах, Низгурчиках, Дубовце и Житинцах господин и владелец, действительный статский советник императорского экономического высшего общества, член ордена Св. Анны первого класса, Св. Владимира третего и Губерта кавалер, велю всем, кому о том ведать надлежит, что я землю на предместечке Бердичеву, как Малые Низгурчики называемы, с избами, шопками, с начавшейся строиться шурою и со всем тамо лежащим деревом на кирпичный завод, для Николаевской церкви и господина наместника ея Петра Борковского без платежа никакого обыкновеннаго чинша для экономии моей уступил»...
В 1816 г., благодаря рассмотрению дела против Радзивила самим сенатором графом Сиверсом, ему
пришлось и вовсе все отнятые земли от Бердичевских церквей снова возвратить им.
Видя, что вопрос о строительстве Успенской церкви увяз в разбирательствах судов, о. Петр Борковский предлагает начать строительство нового каменного храма в Бердичеве на месте Николаевской церкви.
Так 15 февраля 1814 г. он подает в Консисторию прошение, в котором говорилось: «приходская наша в местечке Бердичеве Николаевская церковь деревянная и очень тесная и старая, потому мы с согласия всех прихожан вознамерились на месте оной, деревянной, построить на том же месте и в то же именование с пределом во имя Похвалы Пресвятыя Богородицы церковь новую каменную, для чего и несколько уже материалу в готовности имеется». Но это желание также не нашло поддержки как со стороны владельца, так и со стороны окрестных евреев.
С 1816 г. о. Петр за болезнью благочинного прот. Иосифа Зелинского «определяется исправлять должность благочинного», а в 1818 г. «утверждается в оной», которую он и исполнял на протяжении трех лет.
9        сентября 1819 г. для Бердичева стало особо знаменательным днем. В этот день была открыта
первая в городе школа — приходское духовное училище. В указе Училищного комитета при Святейшем Синоде говорилось, что «сему, споспешествовал Бердичевской Николаевской церкви священник Петр Дунин-Борковский, кончивший в Волынской семинарии курс богословского учения с успехом изрядным, и движимый ревностью к наукам, быв притом бездетен, объявил охотное согласие поместить оное училище в довольно выгодном для сего, занимаемом им церковном священническом доме». Священник Петр Борковский был утвержден в училище его «смотрителем» и учителем для учеников 2-го класса. В училище было набрано 11 детей из семей священно и церковно- служителей по всей округе. Это училище просуществовало при Николаевской церкви 4 года, а потом было переведено в более просторный дом при Троицкой церкви, где и находилось вплоть до своего закрытия в 1845 г.
В 1821 г. у Бердичевских церквей владельцем вторично отнимаются земли. Для рассмотрения этого вопроса Консистория направляет специальную духовную комиссию во главе с поветовым протоиереем Василием Малеванским. Больше трех лет продолжалась ее работа. В связи с тем, что Николаевская церковь находилась вблизи новостроящейся Успенской церкви, которая должна была стать большим соборным храмом для Бердичева, комиссии так и не удалось отстоять за ней ее прежние земли. «Высочайше утвержденным» первым генеральным планом застройки Бердичева 1825 г. «усадебная земля Николаевской церкви отходит под городскую площадь, посреди которой назначено в будущем и церковь новую строить».
С 1824 г. проводится церковно-административная реформа. По причине близкого расположения к собору, Николаевской церкви «не присваивается классность» и она не вписывается в реестр «парохияльных церквей» Священник Петр Борковский еще некоторое время остается при ней настоятелем.
Он организовывает в Бердичеве «общество по изучению Священного Писания», становится действительным корреспондентом, а затем и директором Бердичевского комитета Волынского отделения Российского Библейского Общества.
В 1828 г. усадебная земля Николаевской церкви была разбита под площадь и улицу. За ней остался только «церковный погост с кминтарем и грунт под 5-тью избами для священно и церковно-служителей».
В этом же году о. Петр обновляет новыми колоколами звонницу Николаевской церкви. Для этого он организовывает сбор денег и меди. Настоятель Успенской церкви прот. Феофил Новицкий передает для нее два разбитых колокола из Успенской церкви. Было собрано 131 руб. серебром и 57 пудов меди. Житель Подольской губернии г. Винницы дворянин Павел Александрович, перелил собранную медь в новый колокол. Теперь Николаевская церковь имела 7 колоколов: 52, 16, б, 4, 2 пудовые и 18, 14, 10 фунтовые.
Пожар, случившийся в 1830 г. принес урон для Николаевской церкви. Сгорели два дома, сдаваемые в наем. Чудом уцелела сама деревянная церковь.
В 1834 г. Николаевская церковь окончательно теряет свою самостоятельность в управлении и становится кладбищенской церковью, приписной к Успенскому собору. Священник Петр Борковский продолжает служить в ней простым священником. В 1848 г. он умирает. После его кончины настоятели к Николаевской церкви больше не назначаются, а в ней «несут чреду» священники из Успенского соборного храма и его настоятели становятся настоятелями для всех приписных к собору церквей.
К этому времени на месте прежних деревянных церквей в Бердичеве уже были построены новые каменные храмы и только одна Николаевская церковь оставалась в нем единственным деревянным храмом. Таковой она оставалась на протяжении полувека, таковой она вступала в XX в.

Продолжение следует...
«Православна Житомирщина» №12 (128) 25.12.2008 р.
Настоятель Свято-Троицкого храма
г. Бердичева прот. Михаил Гаюк
Новости
menu 1
menu 2
Православный молодёжный центр
Приходы благочиния
Вопрос священнику
Галерея
Меценатам
 
Икона дня
Православный календарь
Вхід 

     
 
 
2011-2014